Контроль и надзор за российским бизнесом будет риск-ориентированным
Печать
23.03.2015 16:02

«Внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность позволит добиться послаблений для бизнеса», — заявил заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичёв на конференции «Устранение административных барьеров и оптимизация государственного контроля как фактор восстановления экономического роста», которая состоялась в рамках «Недели российского бизнеса 2015». Об этом сообщает пресс-служба ведомства на официальном сайте Минэкономразвития.

В центре внимания участников конференции были проблемы регулирования контрольно-надзорной деятельности в РФ. В ходе обсуждения было отмечено, что система государственного контроля и надзора должна содействовать формированию баланса интересов общества, бизнеса и государства, соответствовать лучшим практикам государственного управления, а также текущей экономической ситуации.

Заместитель министра Минэкономразвития России Олег Фомичев рассказал о разрабатываемом в недрах министерства нового законопроекта о контроле и надзоре. Он отметил, что ежегодный доклад «Контрольно-надзорная деятельность в РФ», который специально готовится экспертами Высшей школы экономики при участии Минэкономразвития к Российской неделе бизнеса, является весомым вкладом в реформирование системы контроля и надзора в РФ, но «по большинству позиций в нём представлена именно экспертная точка зрения, и ряд положений несколько расходится с тем видением, которое заложено в разрабатываемый Минэкономразвития законопроект о контроле и надзоре».

По словам замминистра, в отличие от 294-ФЗ новый законопроект регулирует не только вопросы защиты прав предпринимателей в рамках проведения проверок, но и вопросы организации системы контрольно-надзорной деятельности. Это позволяет минимизировать избыточное давление на бизнес, вплоть до отмены неэффективных контрольно-надзорных мероприятий, проводящихся в отношении объектов с минимальным риском причинения вреда.

«Ключевой новацией законопроекта является внедрение в повседневную деятельность инструментов управления рисками», — отметил заместитель Министра, пояснив, что сутью риск-ориентированного подхода является уход от практики проведения проверок всех субъектов один раз в 3 года, вне зависимости от их индивидуальных характеристик и отраслевых особенностей.

В связи с этим, контрольные органы должны будут тщательно анализировать поступающую в их адрес отчетность и разрешительную документацию, оценивать реальные риски и прибегать к проверкам только при наличии отклонений от нормальных значений показателей.

Все надзорные органы должны будут провести категоризацию поднадзорных объектов по уровню риска и проводить выборочные проверки с заданной для данной категории риска частотой проверок. «Таким образом, наиболее опасные объекты будут пользоваться повышенным вниманием, тогда как наименее опасные и вовсе освободят от плановых проверок», — уточнил Олег Фомичев.

По словам представителя Минэкономразвития для каждого вида контроля и надзора количество категорий риска и частота проверок будет устанавливаться индивидуально, что позволит оптимальным образом распределить усилия контрольно-надзорных органов на наиболее опасных направлениях. «Ключевым фактором для определения периодичности проверок должна стать реальная величина риска причинения вреда в конкретной сфере деятельности», — подчеркнул он.

В заключение заместитель министра сказал, что принятие данного закона позволит распространить общие гарантии прав бизнеса на все виды контроля (таможенный контроль, налоговый контроль и т.д.), а также на все формы контроля и надзора, такие как сбор регулярной отчетности, досмотры, осмотры, дистанционный мониторинг и т.д. По его словам, основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация контрольно-надзорной деятельности на объекты повышенного риска и подконтрольных субъектов, систематически допускающих грубые нарушения законодательства.

Источник: СРОпортал